И снова Fujifilm S5 Pro

Вот за что я люблю «пропятку», так это за цвета и приятность изображения. Особливо в связке с Capture One(и отдельное спасибо Александру Свету за обучение оному).

Поэтому у меня снова есть «пропятка». Не как основная, основная все таки пленка, но как запасная для тех случаев когда требуется цифра.

Алексей Михалыч — литейщик с опытом!

О резкости объективов от дистанции фокусировки. Или «почему мой зум такой нерезкий?!»

Скажу сразу — эта статья будет без рисунков и фоточек.

Недавно произошел со мной такой случай. Пожаловался я знакомому на недостаточную резкость свежепреобретенного зум-объектива ажно пленочных времен (автоматического, но, тем не менее рассчитанного еще под пленку). Объектив(nikon 28-105/3,5-4,8D) вполне мне приятен, но, в некоторых кадрах вдруг выдавал не особо приятную картинку.  И знакомый предложил мне потестить его современный кропнутый аналог (16-85/3,5-5,6G). Последний — позиционируется как продвинутый и качественный репортажник для кропа, быстрый и с хорошо исправленной геометрией.

Сказано-сделано. Встретились, и я, прям на месте, сделал несколько тестовых портретов на оба объектива на открытых диафрагмах. Прихожу домой.. и внезапно оказывается, что современный, с асферическими элементами и стабом, объектив показывает куда более мыльную картинку чем старый пленочник!

Так в чем же дело?

Немного теории.

У каждого объектива, помимо диафрагм, резкости и прочего, существует две дистанции в работе:

Одна — так любимая многими и везде упоминаемая «минимальная дистанция фокусировки» (МДФ). От нее зависит насколько близко вы сможете поднести фотоаппарат к снимаемому объекту, какое получится «макро», и вообще все любят, чтобы это расстояние было как можно меньше, что увеличивает универсальность объектива.

Вторая, чаще забываемая, назовем ее «предельной дистанцией фокусировки» (ПДФ). Это дистанция, где фокусер объектива останавливается, и объектив оказывается «сфокусирован на бесконечность». Все видели значок бесконечности на объективах с разметкой? Когда 0,5 метра, 1 метр, 2 метра, и так далее, а потом -∞?  Вот об этом случае и речь.

Назовем расстояние между МДФ и ПДФ.. ну, скажем термином «комфортная зона фокусировки«. Т.е. это такая зона где объективчик жужжит, фокусируется, мы видим зоны резкости и нерезкости (на открытых диафрагмах), и так далее.

Третье. Оптической особенностью объектива, «вставшего на бесконечность», является достаточно ощутимая потеря резкости. Любого объектива. Особенно на открытых диафрагмах. Да, у какого то больше, у какого то меньше, ширики страдают якобы больше, а телевики меньше, но это факт. При этом чаще всего — наблюдаемый и подтверждаемый без проблем. Это вопрос оптики, теории и кучи сложных штук.  Правда, мало кто, кроме пейзажистов, об этом знает или задумывается, а те решают эту проблему просто, заодно с общей проблемой необходимости увеличения ГРИП — зажимают диафрагму, почти до дифракционного порога.

Чаще всего, когда разговор заходит о «фокусировании на бесконечность», значит мы говорим о широкоугольных объективах, съемке пейзажей и прочих, достаточно специфических вещах. «Все знают», что «если снимаешь пейзаж, то нужно сфокусироваться на бесконечности и сильно закрыть диафрагму, чтобы увеличить ГРИП и резкость«.  И вроде как никого, кроме пейзажистов и открыточников это не касается.

Тут мы переходим к некоей»обманке сознания». Портретисты, «семейные-и-свадебные-фотографы» и иже с ними, часто любят снимать на фиксы, начинающие фотографы тоже любят фиксы, («патамушта зумы нерезкие»). И особенностью фиксов среднего или теле-диапазона является достаточно большая комфортная зона фокусировки.  У классических «полтинников» она в среднем составляет 0,5-10 метров, у телевика класса «135 мм» доходит до 30 метров. Во всем  диапазоне комфортной зоны фокусировки объективы показывают нормальную для себя резкость. Именно эту резкость указывают в таблицах характеристик, на нее ориентируются при выборе, ее же проверяют при тестовых снимках, поскольку все тестовые снимки делают на дистанциях близких к МДФ: 0,5-1,5 метра(просто потому что удобно). Других характеристик объектив вроде бы как бы и не имеет!

У широкоугольных объективов, правда, эта зона очень небольшая, часто меньше метра или двух, но.. кто снимает портреты на «ширики»? «Ширики — это для пейзажистов» и.. см. выше. 

Такая вот теория. А теперь — немного практики, и во что это выливается.

Вроде бы все хорошо — портреты и людей редко снимают дальше 2-5 метров(и на что-то шире 50мм ЭФР), это с гарантией укладывается в «зону комфорта», а если снимают в рост и дальше 10 метров — то хороший портретист возьмет телевик и все равно уложится! Поэтому про предельную дистанцию съемки можно забыть, или вовсе не знать. Это несущественно.

Ура? А вот и нет.

В какой то момент (чаще всего при репортажных съемках, свадьбах, детских праздниках или собачьих выставках) возникает необходимость в зуме. Как выбирают себе зум? Правильно — чтобы хватило диапазона, желательно побольше, и чтобы посветосильнее, и подешевле и побыстрее, и порезче и… Короче, борясь с жабой ищут компромисс между ценой и качеством. Зачастую главными приоритетами являются — скорость, резкость и большой диапазон зума(очень желательно чтобы с широким углом).

Оппа! С широким углом! Помните момент про ширики и резкость? Мы к нему еще вернемся.

Теперь о скорости фокусировки. Зум-обьективы — штука достаточно сложная и технически и оптически. Если не верите — посмотрите видео разборки. Зачастую, чтобы перефокусироваться, на разных дистанциях фокусировки, по 2-3 склейки линз ездят внутри, навстречу друг другу, как взбесившиеся вагонетки. А ведь мало передвинуть линзы, надо это сделать быстро! Как быстро передвинуть линзы из крайних положений в крайние, если повышать их скорость до бесконечности нельзя? Правильно. Уменьшить путь! Как? сократив дистанции фокусировки. И вообще, очень удобно до 2-3 метров еще елозим линзами, а дальше — ставим в одно положение и филоним.

Далее. Положим, зум-обьектив это как бы ширик +телевик. С разными «Комфортными Зонами Фокусировки». И в теории, можно было бы сделать так, чтобы на широком угле у объектива была короткая КЗФ, а на длинном — длинная, присущая телевику и все это плавно бы так удлинялось, и вообще. Наверное, можно было бы. Но где то тут, инженеры-оптики, впавшие в истерику от необходимости впихнуть 15-тую линзу в восьмую склейку линз, становятся совсем буйными и невменяемыми, орут про законы физики…. и короче забейте.

Если кратко, и без заумностей, то практически любой зум-обьектив имеет дальний предел фокусировки равный(или меньше) ДПФ своего широкого положения. Чем шире «ближний конец», тем короче «комфортная дистанция». Чем быстрее объектив — тем короче комфортная дистанция. Чем дешевле зум… ну, вы пони.

Чему он равен? В случае кропнутого nikon 16-85/3,5-5,6 это всего … 1,5 метра! Всего 1,5 метра! это значит, что если вы снимаете дальше полутора метров, то или теряете в резкости, или пытаетесь это исправить, закрывая диафрагму(если не забудете делать это).

У моего 28-105 это 2 метра. Этим, кстати и объясняется история, с которой мы начали. Имея уже устоявшуюся привычку к определенным дистанциям работы, я снимал аккурат между 1,5 и 2 метрами (как оказалось по данным файлов). То есть новый кропнутый, но с более широким углом, объектив уже вышел «из зоны комфорта», а старый, пленочный — еще нет.

У старичка Nikon AF Nikkor 35-105mm 1:3.5-4.5 (MKII), который так же мне очень понравился, в свое время, зона комфорта составляет 7 метров. Чего вполне достаточно для многих задач(но на кропе — этот объектив узок для универсального). А вот его третья версия (MKIII), которая стала более быстрой, потеряла больше 3 метров из КЗФ!

Между прочим, большинство современных зум-обьективов, рассчитанных под полный кадр, класса «24-120/4» имеют ПДФ порядка 3-4 метров. А вот их кропнутые собратья, с 16-18 мм на широком конце, чаще всего укладываются в 1,5-2 метра.

Кстати, осознать при тестовых съемках на резкость и точность фокусировки (так называемые «линеечки» и «мишени»), что выбранный вами объектив, при вашей работе будет «вылетать за ЗКФ» — не получится. Так как все подобные съемки ведутся в помещениях с 0,5 до 1 метра, что естественно покажет нормальную резкость и прочая.

Какой из всего этого вывод? Банальный, всего и сразу — не бывает! Если перейти к практическому вопросу, то, выбирая себе обьектив — помните про такой важный параметр как «через сколько метров объектив встанет на бесконечность», и прикиньте — покрывает ли это ваши рабочие дистанции. Или решите — что скорость и широкий угол важнее, можно поджать диафрагму и пыхнуть вспышкой.

И вообще — важна ли вам резкость?

О человеческих мотивациях.

Вот скажите, неужели людская природа настолько убога, что при малейшем попустительстве или поблажках, при работе, вылазят закидоны и предьявы? Неужели так сложно?
Дано:
Два заказа, практически одинаковых(серебряные бомбильи), один — с совершенно пустого аккаунта(видимо чисто технического), от человека который определился что именно ему нужно, узнал тонкости и прислал пожелания. При этом, естественно, была взята предоплата.
Второй — вполне себе «нефейк», аккаунт, полный постов репостов, с человеком «хотящим себе подарок к нг» и прочее. Поскольку человек не совсем понимал какую бомбилью ему хочется — я предложил сделать «на свой вкус», как показывает практика я обычно угадываю. Но ввиду этого, предоплату я брать не стал(да, я иногда так делаю).
Оба заказа одновременно дошли до стадии «все готово, допиливаем мундштуки».
А теперь угадайте, от какого заказа я получил «все нравится, давайте я вам переведу денег не дожидаясь окончательной отделки»(ессно, отказался, так как не люблю полную оплату до окончания работ), а от какого «а давайте вы вот тут переделаете, и вышлите мне пожалуйста наложным платежом, а то вдруг вы меня обманите!»?
Почему?! Почему только предоплата делает заказчиков людьми???

Кулон для Канцлера Ги и Бреган Д’Эрт.

Рыси снова решили освоить 3д ювелирность.

Правда на пробы и переделки ушло достаточно много времени, но результатом — доволен.
От символа, через плоскую модель на лазерном принтере, к 3д моделированию и готовому изделию.

3D моделирование украшений

LynxStax-8

сделал очередной Lynxstax на заказ (должен поехать в Германию).
Для картриджей fujifilm instax wide.
Обьектив — Индустар-23, затвор — Момент-1.
Выдержка: 1сек — 1/250 сек.
Диафрагма: ф/4,5-ф/32
видоискатель — с оптическим клином, несовмещенный. В этой конструкции удалось его полностью спрятать в корпус от камеры Wide 210.

Lynxstax-8

Изображений не найдено.

Бомбильи

и снова бомбильи.

Добавились в общий архив сделанных на заказ.

серебряная бомбилья классического типа и дракошка. 

(Кстати, родилась мысль сделать драконо-бомбилью с литыми элементами и чашей-лапой».

 

Неважно на что снимать?

Каждый фотограф слышал(а в худшем случае, еще и произносил) фразу — «неважно на что снимать».
Смело шлите говорящего нахер.
Очень важно на что снимать! Ответ на этот вопрос в немалой степени отвечает на главный вопрос «как?». И вовсе не имеет в виду насколько крута камера. Увы, выкинуть из головы нищебродскую присказку «неважно на что, главное — талант!» удается далеко не всем (особенно уверенным в своем таланте).

Представьте, что одну известную черепаху настолько заебало устройство мироздания, что она, дав пизды четырем слонам, теперь сама катается на них.
Так вот, четырех слонов зовут: Чем, Где, Зачем и Кого. А черепаху зовут Великий Как. И на его необъятном панцире, большими буквами написано — «Я — художник, идите нахуй я так вижу».

Мысли

Могу с твердым убеждением сказать, что фильмы о фотографах неизменно скучнее и зануднее, чем фотографии кинорежиссеров.

Почему так — есть несколько мыслей.

Бомбильи-бомбильечки!

Редкие, но очень вкусные и красивые заказы — это бомбильи. Каждая из них — уникальна, и делается с учетом пожеланий заказчика.

Сегодня были закончены два заказа:

Первый — разборная бомбилья классического вида, со вставкой латунного резьбового соединения.

Второй — «Кошачья лапка». Третья бомбилья в малой серии с кошачьими лапками. От предыдущих отличает отсутствие кошачьей морды у мундштука, и разные формы мундштуков(плоский, круглый и овальный).

Фотографии добавлены в общую галерею

 

Детские портреты на пленку

А вот и первое деловое предложение!
Детская портретная фотосессия!
У вас на дому или на улице.
От 1500 руб. В пакет входят 2-4 кадра под отпечатку, и получаемые от 5 до 15 отпечатков форматом 6*9 см и/или 10*15см. (с полями). Прочие и большие размеры отпечатков — по договоренности.
Сьемка на классическую фирменную 35мм черно-белую пленку.
В наличии — 2 пакета.

Совсем рыси забросили свой блог.

А ведь произошла куча событий. Поездка в Питер, сьемки на средний формат, и вообще на пленку, и прочая и прочая.

Серебряные кошачьи бомбильи! (серебро 925 пробы)

Снова мои любимые «принадлежности для пития»
Ситечко — кошачья лапка,. мундштуки — матовый актил + запасной из бамбука с бондажом льяными нитками.
Длинная — уезжает заказчику, короткая — в свободной продаже.

Марсово поле. 2017г.

Военно-исторический фестиваль «Марсово поле» прошедший под Пензой, 13 августа 2017 года.
За полноформатами — писать на master-lynx@yandex.ru.

Марсово поле. 2017г.
Aperture: 5.6Camera: X-T10Iso: 400Copyright: Lynx Tassi
« 1 из 68 »

#пенза #марсовополе #марсовополе2017 #1812 #наполеоника #реконструкция