Сочинение на тему «моя самая любимая пленочная камера».

Наверное, если бы было задание написать о самой необычной пленочной камере, побывавшей у меня в этот год, можно было бы написать о мануальной, самодельной камере Lynxstas-1, сделанной для съемки на картриджи fujifilm instax. Или о камере Lynxstax-2.. или о модели №3, 4, 5, 6, 7…. Чет немало их за этот год было мною сделано.  А если бы задание было написать о самой няшной(и заодно уникальной) — то это, без сомнения, была бы Konica Pearl III — среднеформатная клапп-камера, размером с отечественную «смену», которая без проблем умещается в заднем кармане джинс и выдающая очень приятные фотографии 645 формата.

Однако, разговор пойдет о самой любимой и востребованной. И, на сегодняшний момент, это отечественный «Салют-С», выпускавшийся в СовСоюзе с 1972 по 1980 год, являющийся модификацией «Салюта», который, в свою очередь, был отлично скопирован с Hassilblad 1600F.

Тяжелый, почти двухкилограммовый кирпичик из стекла и металла, с хромированными скругленными фасками. Это камера не для хрупких девушек, не для слабых рук и не для таскания в кармане «на каждый день». Салют был первым фотоаппаратом в космосе, на которые сделал снимки человек (и первой среднеформатной камерой, на вес которой не жаловался фотограф).

Несмотря на свою массивность, Салют достаточно компактен. В сложенном состоянии, вместе с объективом Вега-28В, его размеры составляют всего 17*11*10,5 см, что сопоставимо с каким нибудь canon 5D с 50 мм объективом.

Однако, вернемся к нашей истории. Осенью 2017 года, во время поездки в Питер, мне стало ясно, что: «айфон — рулид», «беззеркалки фуджика — совсем не S5pro», а «любитель-166В» это, конечно, забавно, но совсем не смешно. Встал вопрос напиться и забыться попытаться найти что-то новое. Выбор пал на модульные зеркальные среднеформатки, так как дальномерки — это не совсем для портретной сьемки(а еще они уродливы), а двухглазки, после «любителя», смущали.

На авито оказались: мегамонстр Mamia RZ67 по не менее мегамонсторской цене; небольшой 645-й pentax со стремноватым видоискателем; «мы-сделаем-лучше-чем-хассель» Bronica SQ в отличной комплектации (с парой объективов, задников, электроникой и призмой), тысяч за 20; а так же Салют «достался от папы, не знаю в каком состоянии» за 5500 рубликов.

Скажем честно — цена сыграла не последнюю роль в выборе, хотя даже на Броннику наскрести можно было попробовать — все таки фирма, гарантировано рабочее состояние и комплектация. Но Салют.. Салют подкупал своей простотой, и каким-то грубоватым изяществом. Никакой электроники, переключателей, пластика, вставочек-выемочек. Аккуратный монолит, при необходимости разнимающийся  почти пополам, пара кнопок, пара защелок, да взвод затвора. Ничего лишнего. Ничего несущественного.

Достался он мне в достаточно хорошем состоянии, с кофром(который тут же был отдан в знакомую фотостудию на реквизит), парой задников и китовым Вега-12В. Лишь «кожа» обшивки была ощутимо потрепана и отклеивалась, да и юстировка с регулировкой не помешали бы.

К последнему было не привыкать, а внешний вид решился чисткой, ацетоном, куском красивой отделочной ткани да тюбиком «Момента» за пару вечеров.  Спустя год, мне таки удалось купить достаточно редкую «Вега-28В».

И получилась вот такая вот красота!

 

За прошедший год все снимки, которыми мне бы хотелось и моглось похвастаться сняты именно Салютом. Есть камеры легче. Есть камеры дороже. Есть камеры компактнее. Есть камеры которыми невыразимо приятно снимать (привет Olympus OM1!). Но за все это время только одна камера сумела совместить в себе и приятность-удобство съемки и превосходный результат.

Краткое мнение о системе «Салют».

Из несомненных плюсов Салюта — камеру очень приятно держать в руках. Особенно с новой тканевой обивкой. Особенно — с компактным телевиком 120/2,8. Камера достаточно удобна, чтобы ее можно было переносить в одной руке(если у вас большая рука), а кто хоть раз снимал по матовому стеклу 6*6 см — знает это непередаваемое ощущение пространства через объектив. Камерой ОЧЕНЬ приятно снимать. Хотя и достаточно громко.

Второй плюс — соотношение дешевизны эксплуатации к качеству получаемых снимков просто запредельное! Кто-то скажет что камера, и особенно задники — ломкие, светят, заедают, трещат(вот тут таки да). У меня есть 4 задника купленных в разных местах и в разное время. И если честно, ни одной из этих проблем у меня нет(за исключением треска при взводе). Вот только там, где какой нибудь бронике или хасселю понадобится недешевый ремонт, или недешевая замена, к салюту можно купить пяток запасных задников! Хоть на запчасти, хоть просто на замену. Это камера, которую можно не боятся стукнуть (или не боятся стукнуть ею по необходимости), потому что то, что нельзя починить — можно заменить практически за копейки.

Третий плюс вытекает из того факта, что салют и киев-88 единственные камеры в мире, использующие байонет В. Объективов, по большому счету всего два — вега-12В(волна 3) и вега-28В. Купите из них один(а вернее купите камеру с ним в комплекте) — и больше ничего не надо. Да, есть с полдюжины всяких шириков и телевиков — мир, юпитер, таир, но по сути — они не нужны. Или качество ощутимо хромает, как на «мирах», или они настолько огромные и неудобные, что совершенно бессмысленны в нынешнем применении. Отсутствие громадного выбора порождает отсутствие головной боли и лишних трат. Не придется выкраивать десятки тысяч на какой нибудь «нуоченьнадо цейс планар».

То же самое касается и аксессуаров.

Пентапризма? Забудьте, этот тяжеленный кусок хрусталя вы проклянете не позднее, чем через пару съемок и навсегда положите на полку.

Пентапризма с экспозамером? — сразу забудьте эту мысль и придавите сверху камушком.

Бленды? Не нужны и лишь виньетят.

Светофильтры? Снимайте на нормальную пленку и печатайте на мультиконтрастной бумаге, все это решается при выборе пленки, проявке, печати или постобработке, если вы сканируете негативы.

Сменные задники? Возьмите в антикварке пяток на сдачу, двух-трех вам хватит за глаза, выберите лучшие, остальные оставьте про запас.

Макрокольца? Есть такие. 19 мм + 48 мм, комплект. Главное не перепутать с макрокольцами к киеву-60 и байонету Б. Целую тыщу рублей стоят — дешевле чем к современным зеркалкам.

Макромех? — возьмите макрокольца и соедините через отрезок пластиковой или картонной трубы(от линолеума или чипсов принглс), не забыв заклинить механизм прыгающей диафрагмы.  Только не забудьте посчитать падение светосилы по закону квадрата расстояния.

Крышечки для объективов? Забейте на ебее «крышечка для объектива … мм никон» и купите десяток, так дешевле. Задние крышки увы, найти тяжелее, только по антикваркам, но если объектив один — они и не нужны.

Ремень? Вот тут засада. Крепление «на грибок» считается ылитным, и ремень такого типа на ебее обойдется вам в пару тысяч. Даже найти сами застежки отдельно — не очень то просто или дешево. Очень повезет, если купите камеру вместе с ремнем или хотя бы его останками. Кожу и пряжки, конечно выкидываем, а к хвостовикам цепляем новый ремень. Ура! Вот только концевики ремня часто цепляются за шибер и мешают его вынимать-вставлять. И не носите Салют на шее — шея отвалится. Только на плечо. Но в рюкзаке — удобнее.

Задники для мгновенных фотографий? Да, есть и такие. Под полароиды, и на барахолках периодически встречаются. Только цены на сами полароиды предельно негуманны, так что забейте. Или раскурочьте один родной задник и один fujifilm instax mini и сделайте задник для кассет инстакс, как я.

Теперь давайте поговорим о моддинге и настройках.

Юстировка. делается поднятием-опусканием матового стекла видоискателя,  производится при настройке на бесконечность ( на предметы отдаленные метров на 200-300), контролировать — через матовое стеклышко, запихнутое в корпус задника и прижатое к направляющим для пленки ( смотреть — через отверстие для проверки номера кадра).

Смазка и настройка? Лучше сразу проверьте камеру при покупке.

Слезшая обивка? Старую — содрать, зачистить все места скальпелем и спиртом/ацетоном. Новую — на обычный «Момент», вырезав по старым деталям или по бумажным шаблонам. Из чего ваша душенька захочет: кожа, отделочные ткани, старая джинса, шпон.

Задники — проверить на засветы, на мягкость работы, если что — перебрать и почистить. Обклеить так же как и корпус. Вариативно — приклеить кармашек для ярлычка пленки (отрывают квадратную крышечку картонной коробки пленки), на многих камерах такие кармашки стоят по умолчанию. У меня — красиво вырезанные шпоновые шильдики приклеены, к каждому заднику — своя пленка.

Кнопку спуска — купить ввинчивающуюся накладку, (комплект в 5 шт за 100 руб на ебее), которую можно дополнить деревянной пробочкой — спуск станет чуточку мягче.

В нижние гнезда для штатива(их там два) — вклеить вкладыши-переходники с 1/4″ к 3/8″ (так же на ебее 5 штук за 100 руб). чтобы можно было ставить на современные штативы.  Чтобы при креплении камера не проворачивалась — можно наклеить на всю нижнюю поверхность кусок кожи 2-2,5 мм (от старых сапог например) — и ставить камеру будет тише и выровняется уровень вкладышей. Или, после монтажа — спилить вкладыши заподлицо с корпусом камеры.

Вот только шибер задника никуда деть не удастся, приходится класть в карман. Правда, можно приклеить сзади на каждый задник пару тонких неодимовых магнитиков, и прилеплять шибер к ним.

 

А вообще… Можно просто купить камеру и снимать ею, безо всяких заморочек. Лично я так и делал первые полгода(ну, кроме юстировки).

Небольшая галерея снимков и отпечатков:

Салют