Расширение динамического диапазона в камерах Fujifilm X-серии.

заголовок

У камер Fujifilm существует такая функция как «расширить динамический диапазон».  Она регулируется настройками в камере, где можно выставить значения 100%, 200% и 400 %. По словам производителя увеличение ДД позволяет получить больше информации в светах и тенях.   
Наиболее распространенным мнением о механизме работы этой опции, является такое: при съемке с расширенным динамическим диапазоном камера снимает с пониженной экспозицией экспопары на один или два стопа (соответственно 200 или 400% расширения). Затем, при внутрикамерной проявке в джипег, производится «вытягивание» информации из теней полученного RAW-изображения а света «остаются как есть». 
Естественно, люди, снимающее в RAW, стараются не выставлять динамический диапазон в расширенные положения, так как при конвертации файлов они могут и сами сделать необходимые правки средствами конвертора, а  изначально недодержанный снимок может привести к потерям в тенях.

При этом просмотр гистограммы в обычных конверторах или «просматривальщиках» RAW-формата не приводит к однозначному результату, потому, что большинство конверторов при показе сразу применяют к RAW-файлам некую автоматическую кривую, чтобы показать картинку в лучшем свете и не пугать пользователя «тусклым нечто». 

Для проверки правдивости данной версии было снято несколько кадров на камеру Fujifilm X-T10 с объективом 18-135/3,5-5,6, с заранее выставленным ISO 800, на сценах с высоким динамическим диапазоном. Кадры снимались попарно, с выставленными расширениями динамического диапазона в  100% и 400%. Также, для изучения воздействия динамического диапазона на детали в светах и тенях, были сняты парные кадры с завышенной и заниженной экспокоррекцией.

После съемки кадры экспортировались программой конвертации capture One и приводились к общему виду с помощью кривой линейной характеристики.

На рисунках 1 и 2 приведены сравнительные гистограммы двух файлов, снятых при нулевой экспокоррекции и расширением динамического диапазона 100 и 400% соответственно.

ДД 100%:

ДД фотоаппаратов Fujifilm X-serial.

дд 400%:ДД фотоаппаратов Fujifilm X-serial.

Как можно заметить, ожидаемой картины (как если бы камера снимала с понижением  экспозиции в два стопа) — не наблюдается, иначе гистограмма второго кадра было бы ощутимо короче гистограммы первого. Гистограммы практически полностью заполняют отведённые диапазон, однако сам характер гистограмма отличается. Кадр полученный при расширенном динамическом диапазоне несет больше информация в низких и средних тонах.
Из этого можно сделать вывод, что камеры Fuji производят расширение динамического диапазона не обработкой полученного RAW-файла при конвертации, а аппаратно, на этапе считывания и обработки сигналов с матрицы, либо комбинированным способом.
Поэтому опасение многих, что выставление динамического диапазона в 400% прослужит ухудшением получаемого RAW файла —  неверно. Более того, можно сказать, что расширение в 400% несет в среднем тоновом диапазоне больше информации, чем расширение 100%.

Далее, приведем сравнения воздействия динамического диапазона при съемке с изменением экспокоррекции, примерно в 3 стопа.
Возьмем два кадра(100% и 400%) снятые с пересветом в три стопа. Произведем максимальное расширение динамического диапазона средствами конвертора. То есть выкрутим ползунки свет и тени в максимально правое положение.
Можно увидеть что детали в тенях вполне сохранились, детали в светах  — потерянны и привели к падению качества кадра.

пример 1:

ДД фотоаппаратов Fujifilm X-serial.

 

пример 2:

ДД фотоаппаратов Fujifilm X-serial.

 

Съемка в разных динамических диапазонах при пониженной экспозиции в -3Ev, приводит к аналогичному результату — потери в цветах отсутствуют, потери в тенях — ощутимы, хотя необходимо заметить что не столь критично, как в первом случае(потери видны лишь в самых глубоких тенях — решетки в слуховом окне и на двери).

пример с пониженной зкспозицией:

ДД фотоаппаратов Fujifilm X-serial.
Из этого можно сделать вывод, что небольшая недодержка может принести больше пользы или (меньше вреда) чем пересвет. Можно рекомендовать снимать в RAW формате при небольшой недодержке кадра, примерно в 1/3-2/3 стопа для избежания возможных потерь в светах.

 

Для академического интереса, «чистые» гистограммы пересветов и недосветов с расширениями ДД в 100% и 400% выглядят так:

 

[ngg_images source=»galleries» container_ids=»66″ exclusions=»902,903,904,905,906,907,908,909,910,911,912,918,919,920″ display_type=»photocrati-nextgen_basic_thumbnails» override_thumbnail_settings=»1″ thumbnail_width=»240″ thumbnail_height=»160″ thumbnail_crop=»1″ images_per_page=»20″ number_of_columns=»0″ ajax_pagination=»0″ show_all_in_lightbox=»0″ use_imagebrowser_effect=»0″ show_slideshow_link=»0″ slideshow_link_text=»[Показать слайдшоу]» order_by=»sortorder» order_direction=»ASC» returns=»included» maximum_entity_count=»500″]Теперь проверим влияние расширенного динамического диапазона на шумы в тенях при максимальном вытягивании информации из кадра.

Берем кадры сделанные при нулевой экспозиции с 100% и 400% расширения ДД приводим к линейной  характеристике.

Изначально, с линейной характеристикой кривой они выглядят вот так:  

[ngg_images source=»galleries» container_ids=»66″ exclusions=»902,903,904,905,906,907,908,909,910,913,914,915,916,918,919,920″ display_type=»photocrati-nextgen_basic_thumbnails» override_thumbnail_settings=»1″ thumbnail_width=»240″ thumbnail_height=»160″ thumbnail_crop=»1″ images_per_page=»20″ number_of_columns=»0″ ajax_pagination=»0″ show_all_in_lightbox=»0″ use_imagebrowser_effect=»0″ show_slideshow_link=»0″ slideshow_link_text=»[Показать слайдшоу]» order_by=»sortorder» order_direction=»ASC» returns=»included» maximum_entity_count=»500″]Потом, с помощью кривых, экспозиции, яркости и «расширения ДД» в конверторе максимально выкручиваем самую темную и сюжетно значимую область кадра: 

[ngg_images source=»galleries» container_ids=»66″ exclusions=»906,907,908,909,910,911,912,913,914,915,916,918,919,920″ display_type=»photocrati-nextgen_basic_thumbnails» override_thumbnail_settings=»1″ thumbnail_width=»240″ thumbnail_height=»160″ thumbnail_crop=»1″ images_per_page=»20″ number_of_columns=»0″ ajax_pagination=»0″ show_all_in_lightbox=»0″ use_imagebrowser_effect=»0″ show_slideshow_link=»0″ slideshow_link_text=»[Показать слайдшоу]» order_by=»sortorder» order_direction=»ASC» returns=»included» maximum_entity_count=»500″]Результаты опять не подтверждают теорию о том, что расширение динамического диапазона до 400% каким то образом наносит вред RAW-файлу.

 Хочется отметить, что при этом мы рассматриваем достаточно небольшую площадь исходного изображения, да и само изображение, при всех «накрутках» продолжает вполне терпимо(учитывая содеянное), выглядеть:

ДД фотоаппаратов Fujifilm X-serial.

………….

 

Галерея всех использованных в статье фотографий:

[ngg_images source=»galleries» container_ids=»66″ display_type=»photocrati-nextgen_basic_thumbnails» override_thumbnail_settings=»1″ thumbnail_width=»100″ thumbnail_height=»120″ thumbnail_crop=»1″ images_per_page=»20″ number_of_columns=»0″ ajax_pagination=»0″ show_all_in_lightbox=»0″ use_imagebrowser_effect=»0″ show_slideshow_link=»0″ slideshow_link_text=»[Показать слайдшоу]» order_by=»sortorder» order_direction=»ASC» returns=»included» maximum_entity_count=»500″] 

Добавить комментарий